19.11.07 ||| моя ||| Научная мысль как планетное явление --- Глава 3
в начало

Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
XII
столетие, но где под влиянием религиозных и политических событий происходило
медленное угасание научной работы, прекратившееся только в нашем столетии.
В середине XIX столетия, после многосотлетнего перерыва Япония связалась с
западноевропейской культурой и подобно России, на полтораста лет раньше
государственными мерами создала у себя мощные центры научной культуры и прочно
связалась с мировой наукой.
Наконец, после крушения Маньчжурской династии, Китай быстро вошел в научную
работу человечества. Любопытно, что в эпоху Петра Китай представлялся европейцам
и русским в том числе передовой страной по своему научному значению, и можно
было тогда думать - для Московского царства, в какую сторону ему надо обратиться
- на Запад или на Восток для того, чтобы приобщиться к мировой науке. Ибо только
в петровское время, благодаря успехам точного знания конца XVII - начала XVIII
в. всецело сказалась на глазах современников потенциальная мощность новой науки.
Китай в XVII столетии охватывался через иезуитов и другие католические миссии
новой наукой в ее государственном приложении, и только в начале XVIII в. эта
больше чем столетняя работа потерпела крушение, и Китай только после ослабления
маньчжурских династий создал у себя прочные центры научной работы. В 1693 г.,
когда китайский богдыхан Кангси дал широкую веротерпимость, и когда первое
приложение точного знания в форме астрономических наблюдений в их прикладном и
научном значении были введены в государственную систему Китая, Китай не отставал
в своей технике и в ее научных основах от положения дел в современной ему
Западной Европе, и он был более мощен научно-технически, чем Московское царство
того времени. В 1723 г., когда умер Кангси, за несколько лет перед смертью из-за
религиозных соображений прекративший связь с научной мыслью Запада, Китай сразу
оказался отсталым, так как победа ньютоновского миропредставления и новые методы
математики к середине века необычайно подняли реальную государственную силу
научного знания. Китай жестоко заплатил за ошибку Кангси, когда в XIX в.
оказался беспомощным перед захватом американцев и европейцев. Начавшееся в
середине XVIII в. возрождение, медленно развертывающееся, привело китайцев к
прочному сознанию необходимости овладеть мощью единой науки. Они теперь прочно
стоят на этом пути.
61. Так в ХХ в. одна единая научная мысль охватила всю поверхность планеты, все
на ней находящиеся государства. Всюду создались многочисленные центры научной
мысли и научного искания.
Это - первая основная предпосылка перехода биосферы в ноосферу. На этом общем и
столь разнообразном фоне развертывается взрыв научного творчества ХХ в., не
считающийся с пределами и разграничениями государств. Всякий научный факт,
всякое научное наблюдение, где бы и кем бы они не были бы сделаны, поступают в
единый научный аппарат, в нем классифицируются и приводятся к единой форме,
сразу становятся общим достоянием для критики, размышлений и научной работы.
Но научная работа не определяется только такой организацией. Она требует
благоприятной среды для развития, и это достигается широчайшей популяризацией
научного знания, преобладаниям его в школьном образовании, полной свободы
научного искания, освобождения его от всякой рутины, религиозных, философский
или социальных пут.
ХХ век - век значения народных масс. Мы одновременно видим в нем энергичное,
широкое развитие самых разнообразных форм народного образования. И ходя далеко
не везде сняты путы, на которые указывалось, они неизбежно разлетятся с
дальнейшим ходом времени. Огромно значение демократических и социальных
организаций трудящихся, интернациональных их объединений, и стремление к
получению максимального научного знания не может остановиться. До сих пор эта
сторона организации трудящихся и их интернационалов по

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
     Изготовление и поддержка сайта - студия 15rus.ru
Сайт построен на системе управления содержимым NextWeb