19.11.07 ||| моя ||| Научная мысль как планетное явление --- Глава 3
в начало

Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
когда в V-IV
столетиях до Р.Х. писались не дошедшие до нас в подлинниках, в общем потерянные,
истории знания, находившиеся частично в руках исследователей еще в первые века
нашей эры.
Мы не можем поэтому точно сравнивать с этой критической эпохой истории Научной
мысли нашу эпоху, для которой у нас имеются все документы. Нашу эпоху мы можем
приурочить к самому концу ХIХ столетия, к 1895-1897 годам, когда были открыты
явления, связанные с атомом, с его бренностью (§ 55).
Она проявляется колоссальным накоплением новых научных фактов, которые можно
приравнять к взрыву по его темпу. Создаются также быстро новые области научного
знания, многочисленные новые науки, растет научный эмпирический материал,
систематизируется и учитывается в научном аппарате все растущее количество
фактов, исчисляемых миллионами, если не миллиардами. Улучшается их
систематизация, в которой человек просто разбирается; это и есть так называемая
специализация науки - необычайное упрощение в возможности разбираться в
миллиардах фактов научного аппарата. Я называю научным аппаратом комплекс
количественно или качественно точно выраженных естественных тел или природных
явлений. Он создан в XVIII, а главным образом в ХIХ и ХХ столетиях и является
основой всего нашего научного знания. Он систематизировался по определенно
поставленной, вековой, все научно углублявшейся работе - пересматривается
критически и уточняется в каждом поколении. Научный аппарат из миллиарда
миллиардов все растущих фактов, постепенно и непрерывно охватываемых
эмпирическими обобщениями, научными теориями и гипотезами, есть основа и главная
сила, главное орудие роста современной научной мысли. Это есть небывалое
создание новой науки.
У нас очень часто относятся к специализации отрицательно, но в действительности
специализация, взятая по отношению к отдельной личности, чрезвычайно усиливает
возможности ее знаний, расширяет научную область, ей доступную.
Дело в том, что рост научного знания ХХ в. быстро стирает грани между отдельными
науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это
позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с
другой - расширять охват его со всех точек зрения.
51. Но еще более резкое изменение происходит сейчас в основной методике науки.
Здесь следствия вновь открытых областей научных фактов вызвали одновременное
изменение самых основ нашего научного познания, понимания окружающего, частью
остававшихся нетронутыми целые тысячелетия, а частью даже совсем впервые
выявившихся, совершенно неожиданно, только в наше время.
Таким совершенно неожиданным и новым основным следствием новых областей научных
фактов является вскрывшаяся перед нами неоднородность Космоса, реальность и ей
отвечающая неоднородность нашего ее познания. Неоднородности реальности отвечает
неоднородность научной методики, единиц, эталонов, с которыми наука имеет дело.
Мы должны сейчас различать три реальности: 1) реальность в области жизни
человека, природные явления ноосферы и нашей планеты, взятой как целое; 2)
микроскопическую реальность атомных явлений, которая захватывает и
микроскопическую жизнь, и жизнь организмов, даже посредством приборов не видную
вооруженному глазу человека, и 3) реальность космических просторов, в которых
Солнечная система и даже галаксия теряются, неощутимые в области ноосферического
разреза мира. Это та область, которая отчасти охвачена теорией относительности,
выявилась для нас как следствие ее создания. Научное значение теории
относительности основывается для нас не на ней самой, но в том новом опытном и
наблюдательном материале, который связан с новыми открытиями звездной
астрономии.55
Теория относительности проникнута экстраполяциями и упрощениями реальности,
допущениями, проверка которых научным опытом и

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
     Изготовление и поддержка сайта - студия 15rus.ru
Сайт построен на системе управления содержимым NextWeb