19.11.07 ||| моя ||| Научная мысль как планетное явление --- Глава 3
в начало

Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
своему темпу и глубине не
отвечала духу времени и не обращала на себя достаточного внимания. Эта работа
идет на всей планете вне рамок государств и национальностей. Это столь же
необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа.
62. Этот мощный рост научного знания, все увеличивающейся интенсивности и
расширяющегося охвата, совпадает с глубоким творческим застоем в смежных
областях, тесно связанных с наукой, - в философии и в религиозном мышлении.
В философии Запада, несмотря на большую, даже растущую литературу, наблюдается в
нашем веке слабость новой творческой работы, недостаточная ее глубина.
Философская работа после великого расцвета в эпоху XVII в. до начала XIX в. уже
целое столетие не создает ничего равного научному творчеству XIX и XX столетий.
Она разбивается в частностях, не захватывает широких вопросов жизни, повторяет
старое, теряет значение для научно работающего мыслителя. Старые, давно уже
умершие представления пытаются существовать, не меняясь по существу в новой
обстановке, создаваемой наукой, ими не понимаемой. Лишь за последние годы эти
старые течения уступают, начинается новое движение, но оно идет уже под прямым
влиянием новой научной мысли и создаваемого ею нового научного мировоззрения.
Наблюдаемое и важное для ученого, работающего в областях, связанных с изучением
жизни, в частности и для биогеохимии, начинающееся движение связано также с
влиянием на него новой научной мысли. Наука, вскрывая новое, ломает старые
философские представления, указывает путь.
Дело в том, что в истории философии наблюдается явление, невозможное для научной
мысли в наше время: наука одна для всего человечества, философий, по существу,
несколько, развитие которых шло независимо в течение тысячелетия, долгих веков и
долгих поколений.
Наряду с европейско-американской философией, существуют философии Индии и Китая.
И если китайская философия находится в многовековой дремоте, и ее философия
природы резко противоречит науке нашего времени - философия Индии явно и резко
пробуждается сейчас после многовекового творчески латентного состояния.
Мне кажется, для новых областей науки - и в частности для наук о природе -
представляют сейчас большой интерес философские концепции Индии. Они после
многовекового застоя только начинают возрождаться под влиянием расцвета мирового
научного знания и охвата им духовной жизни этой части человечества, сумевшей
сохранить поколениями тысячелетние достижения философского творчества предков.
Но значение этих более широких и, может быть, глубоких, мне кажется, философских
концепций Индии для науки выразится в будущем. Сейчас и здесь новая научная
мысль идет впереди.
63. Религиозное сознание всего человечества переживает сейчас глубокий кризис,
отчасти, но едва ли в основном, связанный с ростом научного знания и с
несогласованностью его с научными достижениями, попытками с ним бороться.
Впервые ярко выражается в государственных представлениях отрицание религии как
одной из норм культуры человечества. В действительности в ряде государств и
больших культур, например Китае, были эпохи, когда идеология государственного
строя являлась проявлением религиозного понимания окружающего. Неизбежно и до
известной степени бессознательно та же социальная структура, как форма
религиозного проявления жизни, обязательной социально-государственной структуры,
в которой нельзя сомневаться, выявляется и сейчас в отрицающих религию течениях
современной мысли. Фактически это, как было в Китае, социально-государственная
религия.
Человечество живет в глубоком кризисе религиозного сознания и, вероятно,
находится на грани нового религиозного творчества. Старые религиозные концепции
должны углубляться и перестраиваться прежде всего под влиянием роста научной
мысли.
Такое пассивное состояние в смысле

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
     Изготовление и поддержка сайта - студия 15rus.ru
Сайт построен на системе управления содержимым NextWeb