19.11.07 ||| моя ||| Научная мысль как планетное явление --- Глава 2
в начало

Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
частностях создает ту среду, в которой
имеет место и развивается научная мысль. В определенной значительной мере она ее
обусловливает, сама меняясь ее достижениями.
Философы исходили из свободных, казалось им, в своем выражении идей, исканий
мятущейся человеческой мысли, человеческого сознания, не мирящихся с
действительностью. Человек, однако, строил свой идеальный мир неизбежно в
жестоких рамках окружающей его природы, среды своей жизни, биосферы, глубокой
связи своей с которой и независимой от его воли, он не понимал и теперь не
понимает.
В истории философской мысли мы находим уже за много столетий до нашей эры
интуиции и построения, которые могут быть связаны с научными эмпирическими
выводами, если мы перенесем эти дошедшие до нас мысли - интуиции - в область
реальных научных фактов нашего времени. Корни их теряются в прошлом. Некоторые
из философских исканий Индии много столетий назад - философии упанишад - могут
быть так толкуемы, если их перенести в области науки XX столетия18.
Частью одновременно, но позже, аналогичные представления существовали в другой,
меньшей, культурной области, в значительной части времени уединенной от
индийской, в круге эллинской средиземноморской цивилизации. Мы можем проследить
их зачатки почти за две с половиной тысячи лет назад. В политической и
социальной мысли значение науки и ученых в руководстве полисом ясно проявилось в
эллинской мысли и ярко сказалось в концепции государства, [данной] Платоном
[427-347].
Нельзя, по-видимому, отрицать, но состояние источников, в отрывках до нас
дошедших, не позволяет это и точно утверждать, что через Аристотеля [384-322]
эти идеи были живы в эллинистическую эпоху Александра Македонского [356-323],
когда на несколько столетий после разрушения Персидского царства создался тесный
обмен идей и знаний эллинской и индийской цивилизаций. В это же время
установилась связь с ними и с халдейской научной мыслью, идущей вглубь на
несколько тысячелетий от эллинской и индийской. История научной работы и мысли в
эту знаменательную эпоху только начинает выясняться.
Мы лучше знаем влияние эллинских политических и социальных идей. Их историческое
влияние мы можем точно проследить в историческом процессе новой науки и
цивилизации Европейского Запада, сменившей теократическую идейную структуру
Средневековья. Реально и ясно мы видим их рост только в XVI-XVII вв. в
представлениях и построениях Ф. Бэкона (1561-1626), ярко выдвинувшего идею
власти человека над природой как цель новой науки.
В XVIII в., в 1780 г., Ж. Бюффон поставил проявление контроля природы человеком
в рамки истории планеты не как идею, а как возможное для наблюдения природное
явление. Он исходил из гипотетических построений прошлого планеты, связанных с
философской интуицией и теорией, а не из точно наблюденных фактов - но их искал.
Его идеи охватили философскую и политическую мысль и, несомненно, оказали свое
влияние на ход научной мысли. Из них нередко исходили геологи конца XVIII -
начала XIX в. в своей текущей научной работе.
17. Научные построения Шухерта и Павлова и всей той научной работы, которая им -
в значительной мере бессознательно - предшествовала, по существу отличны от этих
философских построений, несомненно, однако (можно это исторически установить),
не оставшихся без влияния на ход геологической мысли, но не могших дать ей
прочную опору.
Из обобщений Шухерта и Павлова ясно, что основное влияние мысли человека как
геологического фактора выявляется в научном ее проявлении: оно главным образом
строит и направляет техническую работу человечества, переделывающую биосферу.
Оба указанных геолога могли сделать свое обобщение прежде всего потому, что
человек в их время смог заселить всю планету. Кроме него, ни один организм,
кроме микроскопических видов организмов и, может быть,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
     Изготовление и поддержка сайта - студия 15rus.ru
Сайт построен на системе управления содержимым NextWeb