19.11.07 ||| моя ||| Научная мысль как планетное явление --- Глава 2
в начало

Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
это был социально живший другой его род, а не род Homo.
Он пережил и то наступление влажных лесов и болотистых пространств, которое
сменило леса и степи, предшествовавшего ему состояния биосферы - "царства
млекопитающих", длившегося десятки миллионов лет, в обстановке которого, в самом
его конце, он выявился.
Ему в этот критический период биосферы - ускоренного темпа изменения ее облика и
переход в ноосферу - пришлось вести жестокую борьбу за существование. Биосфера
была занята сплошь млекопитающими, охватившими все ее части, благоприятные для
заселения их человеком и открывшие ему возможность размножения.
Человек застал огромное количество видов, в большинстве теперь исчезнувших,
крупных и мелких млекопитающих. В их быстром уничтожении благодаря открытию им
огня и улучшению социальной структуры, он, по-видимому, играл крупную роль.
Млекопитающие дали ему основную пищу, благодаря которой он мог быстро
размножаться и захватить большие пространства. Начало ноосферы связано с этой
борьбой человека с млекопитающими за территорию.
42. Наши знания сейчас в этой области быстро изменяются, так как перед нами
только вскрываются в их материальных памятниках древние культуры, неуклонно, без
перерывов существовавшие не только в Европе, но и в индийском и китайском
конгломератах человечества, на Американском и Африканском континентах.
Можно сказать, что исторически на днях только вскрылись перед нами былые
памятники культуры Индии, за 4 тыс. лет до нас связывающие этот великий центр
культуры с Халдеей, и почти за то же время мы начинаем проникать в прошлое
китайских культур52 (§ 43). Они внесли много неожиданного и главным образом
указали на связь (по крайней мере в Индии - на ее западе, в бассейне Инда) с
Халдеей (средиземноморским центром) и на высокий уровень здесь местного
многовекового (многотысячелетнего?) бытового творчества.
Через несколько лет наши представления коренным образом изменятся, так как ясно,
что открывающиеся древние цивилизации Китая и Индии имели существование в
течение тысяч лет, пока они достигли уровня культуры, открытого находками. Эти
культуры явно не являются самыми древними.
На фоне этих древних культур, в отдаленных друг от друга центрах - в
Средиземноморье, в Месопотамии, в Северной Индии, в Южном и Среднем Китае, в
Южной и Центральной Америке, вероятно и в других местах, - шло стихийно, т.е. с
силой и с характером естественного процесса биосферы, зарождение геологической
работы научной мысли.
Она выявилась в создании основных положений - обобщений науки, теоретической
научной мысли - в работе над выяснением теоретических отвлеченных положений
научного знания как цели работы человечества - искания научной истины ради нее
самой, наряду с философским и религиозным пониманием окружающего человека мира,
на тысячелетия более ранним.
С некоторой погрешностью, едва ли очень большой, можно сейчас выявить время,
когда это совершилось в разных местах, по-видимому, независимо, в разное время.
Это время зарождения греческой науки и философии VII-VI столетий до Р.Х.,
религиозно-философских и научных интерпретаций в Индии и в Китае в VIII-VII
столетиях. Возможно, что дальнейшие открытия изменят наши представления о
доэллинской науке, и баланс известного до нее будет значительно большим, чем мы
себе сейчас представляем (§ 45). Новые работы все увеличивают запас научных
знаний, известных человечеству до выступления эллинской науки,53 подтверждают
достоверность традиций эллинской науки о значении для них древнеегипетской и
древнехалдейской науки. Египетскую науку греки застали в период застоя,
халдейскую - в живом творчестве. Совместная работа эллино-халдейских ученых
более 2200 лет тому назад до сих пор не учтена в истории науки. Это было
побочное следствие насильственного разрушения Персидской монархии

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
     Изготовление и поддержка сайта - студия 15rus.ru
Сайт построен на системе управления содержимым NextWeb