19.11.07 ||| моя ||| Научная мысль как планетное явление --- Глава 2
в начало

Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
сложившейся организованности
биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной
оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не
было.
27. Этому как будто противоречат весь прошлый исторический опыт человечества и
события переживаемого нами момента.
Прежде чем идти дальше, я не могу на этом, хотя бы кратко, не остановиться. Мне
кажется, начавшееся создание ноосферы человеческой мыслью и трудом меняет всю
обстановку его истории, не позволяет просто сравнивать прошлое с настоящим, как
это было допустимо раньше.
Всем известны многочисленные, не только длительные, остановки в росте научной
мысли, но известны и потеря и разрушения раньше добытых на долгие столетия,
научных достижений. Мы видим временами резко выраженный регресс, который
захватывал большие территории и физически уничтожал целые цивилизации, не
носившие в себе самих неотвратимых для этого причин. Процессы, связанные с
разрушением римско-греческой цивилизации, на многие столетия задержали научную
работу человечества, и множество раньше достигнутого было надолго, частью
навсегда, потеряно. То же самое мы видим для древних цивилизаций Индии и
Дальнего Востока.
Понятным и неизбежным кажется отсюда охватившие широкие круги мыслящих людей
страх и опасения такого же насильственного крушения в наше время, после мировой
войны 1914-1918 гг., одного из величайших проявлений варварства человечества.
Государственные силы после ее замирания, как мы теперь ясно видим, не оказались
на высоте положения, и мы переживаем следствия неустойчивого положения последних
20 лет, связанного с глубоким моральным переломом - последствием мировой бойни,
бессмысленной гибели более десятка миллионов людей в течение четырех лет и
бесчисленных потерь народного труда. Через 20 лет после окончания войны мы стоим
сейчас перед опасностью новой - еще более варварской и еще более бессмысленной
войны. Сейчас не только фактически, но и идеологически способом войны является
истребление не только вооруженных ее участников, но и мирного населения, в том
числе стариков, старух и детей. То, что как идеал отходило в прошлое, морально
не признавалось, стало сейчас жестокой реальностью.
28. Как последствие войны 1914-1918 гг., приведшей к крушению самых
могущественных государств многовековой традиции, государств, наименее
демократических по своим вековым идеалам, наименее свободных - опоры старых
традиций в Европе, произошла коренная переоценка ценностей. В основе этих
государств лежала идея о "равенстве" всех людей, выраженная в своеобразных
рамках христианских религий. Она являлась основой христианской морали. Хотя
действительность никогда не отвечала этому основному принципу христианства (еще
более мусульманства), но он всюду в христианских странах громко провозглашался,
являлся - по идее - основой государственной морали. В действительности
происходило совершенно резко иное и на протяжении столетий христианские
государства белой расы практически вели всю колониальную политику, признавая
равенство на словах, беспощадно угнетали и истребляли и эксплуатировали народы и
государства небелой расы. Война 1914-1918 гг. всколыхнула весь мир и выявила
перед всеми резкое противоречие между словами и делами, подняла силу и значение
небелых рас.
Это не коснулось морального значения мусульманства и буддизма, так как в них - в
реальной политике исповедовавших их государств - не было того противоречия,
которое было в христианских государствах. Эти религии проводили в
государственной жизни равенство всех людей одной веры.
Моральные последствия войны 1914-1918 гг. были колоссальны и сказались
неожиданными для ее зачинателей и делателей последствиями. Основным является
резкое изменение государственной идеологии, более или менее резко отошедшей от
христианства,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
     Изготовление и поддержка сайта - студия 15rus.ru
Сайт построен на системе управления содержимым NextWeb